Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обуславливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил 4 основных типа нервной системы:
1. Сангвиник (сильный уравновешенный, подвижный тип).
Такой ребёнок – очень работоспособный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует от него терпения и выдержки. При воспитании сангвиника могут сформироваться такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость, отзывчивость, умение общаться и работать в коллективе. Но если ребёнка не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Сангвиник тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон взрослого может вызвать перевозбуждение, озлобление. Поощрение ребёнка возбуждает в нём творческую активность, повышает его работоспособность. Но здесь важно не перехвалить, так как сангвиник склонен переоценивать свои способности.
2. Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный тип).
Такой ребёнок работоспособный, но во всём медлительный. Эмоционально слабо возбудим, однако, чувства глубокие, постоянные.
Воспитание флегматика должно быть направлено на закрепление положительных черт характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если ребёнка постоянно попрекать за медлительность, он может замкнуться, начнёт проявлять равнодушие, даже грубить. При общении с флегматиком надо иметь терпение и выдержку, всячески поощрять активность, быстроты в движениях.
3. Холерик (сильный, но неуравновешенный тип).
Ребёнок работоспособный, у него быстрая реакция на происходящее вокруг, большой запас жизненной энергии. У холерика процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Он не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его быстры, резки, напористы. Воспитание холерика должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать и взвешивать свои действия и поступки. Частая похвала развивает у холерика самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.
4. Меланхолик (слабый тип).
Такой ребёнок быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, скромен, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. Необходимо поддерживать начинания такого ребёнка, подбадривать его во время работы, поощрять добрым словом. Меланхолик тяжело переносит негативную оценку его работы, взыскания. Стимулируйте такого ребёнка похвалой, но умеренно. Меланхолик болезненно реагирует на резкий, крикливый тон, который может привести к заторможенности ребёнка.
Данные типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов.
Помните, что темперамент является базой для формирования черт характера. Благодаря правильному воспитанию тип нервной системы если это необходимо, можно изменить.